- брачный выкуп
бра́чный вы́куп, плата (в виде различных материальных ценностей, позднее в денежной форме), которую жених, его семья или родственная группа дают семье или родственной группе невесты (например, вено у славянских народов, калым у тюркских, лоболо у народов нгуни в Южной Африке и т. п.). Брачный выкуп уплачивается при помолвке, вступлении в брак или в течение какого-то времени после заключения брака. Традиция давать брачный выкуп была распространена главным образом в доиндустриальных обществах, часто (но не обязательно) в обществах, характеризовавшихся социальным доминированием мужчин.
Нередко брачный выкуп принимает форму отработки за невесту. Очевидно, конкретные формы брачного выкупа определяются экономическими причинами: отработка практикуется при нехватке или непригодности в хозяйстве имеющихся материальных ценностей. Например, у чукчей-оленеводов была распространена отработка, так как рабочие руки ценились более чем какие-либо вещи, деньги или даже олени, подверженные болезням и падежу и требующие тщательного ухода. У чукчей-зверобоев, напротив, практиковался брачный выкуп в виде оружия, лодок, выделанных шкур, художественных изделий и т. п.
Вопрос о времени появления и функциях брачного выкупа не вполне ясен. Этнографически брачный выкуп зафиксирован уже у неспециализированных охотников и собирателей, которые, как считается, донесли до нас многие черты ранних стадий социальной эволюции, например у сан (бушменов) в виде отработки за невесту, у австралийцев-аборигенов во всех вышеперечисленных формах.
Чаще всего в брачном выкупе видят возмещение трудовой и детородной ценности невесты. Вместе с тем, имеется мнение, что брачный выкуп это компенсация за приданое, которое невеста, переселяясь к жениху, приносит с собой и которое помимо личных её вещей включает предметы, необходимые для организации быта новой семьи, хозяйственную утварь, у кочевых народов часто переносное жилище (чум, кибитка, юрта) и т. п. При этом возникновение брачного выкупа, как и приданого, приурочивалось к периоду перехода от матрилокального брачного поселения (см. Матрилокальность) к патрилокальному (см. Патрилокальность). Однако нельзя считать вполне доказанным, что такая смена локальности брачного поселения переживалась всеми народами, имевшими традицию платить брачный выкуп и давать приданое за невестой. Кроме того, многие исследователи полагают, что приданое представляет собой явление стадиально более позднее, чем брачный выкуп, возникающее с обособлением нуклеарной семьи (см. Брак, Семья) и призванное обеспечивать условия для становления экономической самостоятельности последней.
Каковы бы ни были причины и обстоятельства возникновения традиций брачного выкупа и приданого, во многих обществах они имеют тенденцию с течением времени принимать форму примерно эквивалентного обмена ценностями между семьями брачащихся. В некоторых же обществах брачный выкуп вытесняется приданым. Исторически прослеживается также и тенденция к уменьшению размеров брачного выкупа вплоть до сведения его к чисто символическим действиям (обмен подарками, игровые сюжеты в свадебных обрядах и др.). Вместе с тем, в некоторых странах, особенно мусульманских, брачный выкуп сохраняет своё значение даже в условиях современной городской культуры, а иногда приобретает и ещё более жёсткие, чем прежде, формы в связи с ростом мусульманского фундаментализма или движений за возрождение традиционных обычно-правовых норм.
О. Ю. Артёмова
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.